Российский бизнес начал возвращение из офшоров
15.12.2012 20:26
Автор: Екатерина Грачёва
На первый взгляд, мы сейчас резко сменим тему разговора. Но, на самом деле, предстоящий нам сейчас блиц-визит на экзотические Каймановы острова — это очень даже про Россию. От таких прекрасных видов — глаз не оторвать. Этот осколок Британской империи между Кубой и Ямайкой, тропический рай на Карибах, — прекрасное место для отдыха. Но главные свои деньги Каймановы острова зарабатывают, как крупнейший финансовый офшор.
Но 11 декабря телевидение Каймановых островов передает срочную новость: арестован премьер-министр Маккива Буш по подозрению в краже средств с правительственных кредиток и конфликте интересов, согласно "Закону о борьбе с коррупцией". Впрочем, примечательно, что на следующий день кайманская печатная пресса указала, что это насколько стыдно, настолько и хорошо.
В частности, газета Cayman Press заметила, что очищение от коррупции — это и положительный сигнал для внешнего мира: чтобы офшор и дальше пользовался доверием. А оно у таких стран действительно есть.
Взглянем, например, на хвосты российских самолетов. Национальная российская регистрация RA, то есть сокращенно от Russia, все больше у "Тушек". А вот почти на всех самолетах российских авиакомпаний, но иностранного производства — регистрация VP-B. Знаете что это? Бермудские острова!
Кстати, они же, серия VQ-B были и у разорившейся "Кубани". Обычно российские авиаторы объясняют это так: это не уход от налогов, просто в иностранной юрисдикции проще оформлять лизинг и так далее. Часто это так. Но вот вопрос: почему, например, Boeing белорусской авиакомпании "Белавиа" украшен все-таки национальной регистрацией EW? У белорусов проблем с внешним миром меньше? Вообще-то — больше.
Именно подобного рода примеры и объясняют также прозвучавшую в послании Путина инициативу с, на первый взгляд, очень специфическим названием: о "деофшоризации экономики". На самом деле, как видим, это тема весьма практическая и никак не менее важная, чем, например, отказ от обвинений бизнеса в грехах, где нет потерпевших. Больше того: в вопросе о "деофшоризации" у Путина есть очень серьезный аргумент. Вот про это, даже до налога про роскошь, поговорим с нашим экономистом Екатериной Грачёвой.
Екатерина Грачёва: Впервые говоря об офшорах, Путин предложил бороться с ними как с помощью кнута, так и пряника. Если раньше использовался кнут, то сейчас обсуждаются способы стимулирования размещения на внутреннем рынке. В частности, как сделать, чтобы размещения акций проводились в России как минимум госкомпаниями, каким должен быть мегарегулятор, каковы меры правовой защиты инвестиций и так далее.
Сергей Брилёв: Звучит хорошо. Так кто же против?
Екатерина Грачёва: Если мы говорим о самой масштабной сделке последних дней, а это покупка "Роснефтью" ТНК-BP, то против, прежде всего, скандинавские миноритарии.
Сергей Брилёв: А что значит эта сделка для российских акционеров?
Екатерина Грачёва: О том, что сделка значит для российских акционеров и бюджета, мне накануне в цифрах рассказал председатель совета директоров "Роснефти" Александр Некипелов.
"акции "Роснефти" резко выросли. Они выросли на 40% с лета этого года, когда было объявлено только о намерении совершить эту сделку. Капитализация соответственно увеличилась на 20 миллиардов долларов, и это, в общем-то, большая выгода для всех акционеров "Роснефти" и для 140 тысяч частных российских акционеров. Разумеется, и для государства, которому принадлежит 3/4 акций в нынешней "Роснефти". Так что государство уже выиграло только на росте стоимости акций 15 миллиардов долларов", — отметил председатель совета директоров "Роснефти" Александр Некипелов.
Екатерина Грачёва: Александр Дмитриевич, то есть мы приходим к вопросу о том, что все-таки более эффективно по определению — государственные компании или частные?
Александр Некипелов: Наш случай, как мне кажется, свидетельствует о том, что компания с государственным капиталом может функционировать очень эффективно. Ведь это же удивительная вещь: в Российскую Федерацию, в юрисдикцию Российской Федерации, возвращены как бы и активы ТНК-BP. Это не вопрос, кто будет престижней, это вопрос в том числе имеет и сугубо практическое значение. Это означает, что все налоги теперь с этой части активов будут уплачиваться в Российской Федерации.
Екатерина Грачёва: "Роснефть", действительно, крупнейший налогоплательщик в стране. В этом году в казну от него поступит триллион и 700 миллиардов рублей. В результате сделки "Роснефть" стала и крупнейшей публичной энергетической компанией в мире. За ней идут Petro China, BP, Royal Dutch Shell и мексиканская Pemex. На графике видно, как "взлетали в цене" на Лондонской бирже акции "Роснефти" за последние 3 месяца. И, наконец, наглядная статистика по тому самому соотношению государственные-частные: как видно, четыре из пяти крупнейших нефтегазовых компаний мира — государственные, включая саудовскую SaudiAramco — добыча 12,5 миллиона баррелей в день, иранскую National Iranian Oil Co. (6,4миллиона баррелей в день), наши "Газпром" и "Роснефть". Единственная частная в этой пятерке — ExxonMobil.
Сергей Брилёв: Но, кроме того, чтобы покупать, нужно еще постоянно что-то добывать.
Екатерина Грачёва: Именно. В результате сделки "Роснефть" не только приобретает нефтегазовые активы, но и западные технологии. Кстати, пока все заняты обсуждением сделки с ТНК-BP и тем, откуда "Роснефть" найдет недостающие 24 миллиарда, в самой компании только и разговоров о получении лицензий на разработку шельфа. Согласования длились почти год. 18 декабря Роснедра должны выдать разрешение на бурение скважин.
"Ресурсы шельфа, российского арктического шельфа, примерно в два раза превышают ресурсы на территории Российской Федерации. Разумеется, действовать здесь нужно очень аккуратно, потому что очень велики экологические риски, именно поэтому очень важно объединение компетенций ключевых игроков, именно поэтому усилие менеджмента "Роснефти" было направлено на заключение стратегических альянсов с крупнейшими игроками в этой области", — отметил Александр Некипелов.
Екатерина Грачёва: Уже в 2014 году "Роснефеть" начнет бурение в Карском море. Эффект выйдет далеко за рамки самой компании. Это и развитие судостроительной отрасли: в первую очередь, создание платформ, которые для арктических условий строятся как космические сооружения, то есть — поднятие смежных отраслей, рабочие места, все те же налоги.
http://www.vesti.ru/doc.html?id=984684
то вы можете подать заявление на апелляцию в Арбитраж